Рекомендации от психолога Папян Сати Робертовны

25.02.16

Рекомендации от психолога Папян Сати Робертовны

Алкогольная и наркотическая зависимостьУПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

Переход с детства в подростковый возраст издавна считался одним из самых сложных и проблемных периодов жизни. Именно сейчас происходят внутренние процессы развития личности. Именно в этот период взрослеющий ребенок — подросток старается понять и оценить себя и окружающий мир. Появляются новые паттерны поведения, подросток старается стать независимым, самостоятельно принимать решения, строит образ своего ‘’Я’. Начинаются протесты и отказ от родительской опеки.

 

По многочисленным исследованиям семья является основным источником факторов защиты и факторов риска. Школа, друзья, основное окружение лишь дополняют основные факторы. Взаимоотношения в семье являются основным компонентом для формирования поведенческих норм подростка.

 

Важно гармоничное общение не только родитель-ребенок, но и общение самих родителей. В семьях, где есть употребляющий родитель, в основном бывает употребляющий подросток. Это может быть употребление не только одного и того же, но и другого психоактивного вещества тоже.

 

Часто встречается употребление в семьях, где есть приёмный родитель.

 

Фактором риска также является супер — контроль над ребенком, где нарушаются все личные границы ребенка, где нет взаимопонимания и есть только желание контролировать. Дети из этих семей если не начинают употреблять в подростковом возрасте, то становятся зависимыми людьми в более зрелом возрасте.

 

Употребление любого ПАВ это желание уйти от реальности, увидеть себя другим, без тех проблем и забот, в плену которых подросток чувствует себя беспомощным.

 

Психологи выделяют личностные характеристики, которые больше ведут к употреблению психоактивных веществ:

  • Наблюдается депрессивность
  • Ребенок пассивен, особенно если это касается своих прямых обязательств
  • Беспричинно беспокоен
  • Отсутствует чувства собственной значимости, т.е. низкая самооценка
  • В основном агрессивен
  • Нетерпим
  • Не выносит боль и напряжения
  • Наблюдается незрелость, некая заторможенность в развитии
  • Стремление к лёгким путям достижения удовольствия;

 

Факторами употребления алкоголя и наркотиков являются:

  • Внутренние психологические проблемы подростка
  • Желание экспериментировать, любопытство
  • Социальное употребление – пример друзей, желание быть похожими на других
  • Стремление самоутвердиться, казаться взрослее
  • Доступность приобретения психоактивных веществ

В основном наркомания сочетается с алкоголизмом. Те молодые люди, которые уже в школе начали употреблять алкоголь, переходят на наркотики. А иногда, при отсутствии наркотических веществ, переходят на алкоголь.

 

Среди подростков редко встречается употребление дорогостоящих веществ. Они редко прибегают к внутривенному употреблению.

 

Какие признаки употребления психоактивных веществ?

  • Зрачки расширенные или суженные;
  • глаза красные или мутные. Курение марихуаны определяется по красным глазам, употреблением глазных капель для устранения красноты;
  • подросток выглядит уставшим;
  • жалобы на самочувствие;
  • речь в основном несвязная, замедленная или ускоренная;
  • отсутствие аппетита;
  • иногда резкое употребление пищи в основном сладкой;
  • возбуждается без особых причин;
  • безразличие ко всему;
  • память и внимание ухудшаются;
  • отсутствует интерес к учебе, пропускает уроки;
  • болезненно реагирует на критику, настроение часто меняется;
  • телефонные звонки со странным жаргоном и секретность;
  • самоизоляция;
  • появилось новое окружение, ведущее сомнительный образ жизни;
  • подросток либо просит денег, либо старается сам их достать. Из дома пропадают ценности;
  • частое вранье, сочиняет небылицы;
  • употребление алкоголя в основном сочетается с запахом;
  • подозрительные лекарства, снотворные и успокоительные;
  • Папиросы в сигаретных пачках;
  • На венах заметны следы от уколов, синяки.

Последствия употребления ПАВ (психоактивных веществ).

 

Специалисты называют тесно взаимосвязанных три основных последствий-биологические, социально — психологические и криминальные.

 

Биологические последствия — активность и энергетический потенциал личности падает, влечения угасают, проявляется неравнодушие к еде, ко сну и др. Снижается сопротивляемость, истощается организм.

 

Разные сопутствующие заболевания — ВИЧ, гепатиты, заболевания вен и легких. Наблюдаются психические нарушения в виде паранойи и галлюцинаций, алкогольные отравления и наркотические передозировки.

 

Социально-психологические последствия — наркомании можно охарактеризовать как нравственно-этическую деградацию личности. Сначала снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интересов и потребностей, кроме употребления наркотиков.

 

Криминальные последствия наркомании могут быть представлены в следующем виде- для удовлетворения своего влечение наркоман сначала пропускает, а затем совсем уходит от учебы или работы. Пути приобретения денег и наркотиков в основном происходит способом краж, ограблений и т.д. Часто все заканчивается самоубийством, где основная причина – неудовлетворенность жизнью.

 

Есть несколько основных способов для удержания своих детей от возможного употребления.

 

У ребенка должна быть своя индивидуальность. Он должен знать и понять что делает человека особенным. Желательно чтобы ребенок понял, за какие качества можно уважать человека, он должен знать и ценить свои качества, стараясь развивать свой личный потенциал.

 

Ребенок должен знать значение слова << дружба>>

 

В ребенке должен быть развит умение говорить «нет». Часто наше стремление воспитать наших детей вежливыми и почтительными создает для них проблемы в общении. Хоть по меркам правильного воспитания и педагогики такие черты характера являются позитивными, они часто не позволяют ребёнку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Не редки случаи, когда подросток не умеет сказать «нет», когда на него оказывают давление. Ребёнок должен уметь высказывать своё собственное мнение. Именно это послужит основным сильным звеном ,в случаи, когда ровесники или старшие возможно будут оказывать на него давление с целью заставить принимать наркотики и выпить.

 

Ребенок должен знать особенности употребления алкоголя и наркотиков в молодёжной среде. Он должен понять и знать где и с кем он может оказаться и как можно уйти от опасных ситуаций.

 

Важную роль имеют такие семейные характеристики как умение действовать вместе, обсуждать нужды членов семьи, учитывая личностные характеристики каждого.

 

В подростковом возрасте зависимость легче поддается лечению, чем в более зрелом этапе жизни. Именно поэтому имеет смысл при первых же признаках зависимого поведения поговорить с ребенком. Разговор должен быть честным, без взаимных упрек. Вы должны быть максимально честными с вашим чадом. Дать понять, что это не контроль, а забота.

 

Рекомендуется посещать наиболее подходящий для вас реабилитационный центр, для получения квалифицированной и специализированной консультации.